История Тойоты

Тойота один из самых знаменитых брендов и уже около 100 лет занимается производством автомобилей.

Однако, история марки берет начало совсем не в автомобилестроении, а в производстве ткацких станков. Удивлены? Действительно, здесь есть чему удивиться. Ну а теперь поподробнее.

В 1924 году Сакити Тойёда, (Toyoda Sakichi) основатель компании , создает новаторский автоматический  ткацкий станок в основе которого лежит принцип дзидока. Суть его в том, что машина автоматически останавливается, когда возникает проблема. В дальнейшем этот принцип станет частью производственной системы Тойоты.

Это позволило облегчить труд фабричных рабочих, теперь им нужно было все время следить за машиной. Следствием чего стало уменьшение издержек и возможность увеличения мощностей производства. Вкупе с небывалой производительностью, которая была почти в двадцать раз выше, чем у существовавших в то время в Японии аналогов, изобретение Тойёды надолго обеспечило стабильность его растущей компании. 

В 1924 году британская компания покупает у Toyoda Automatic Loom Works патент на автоматический  станок за кругленькую сумму, которая в дальнейшем станет стартовым капиталом для автомобильного производства.  

Разработка автомобилей с бензиновым двигателем начинается в 1930 году. А уже в 1933 году на базе производственных мощностей Toyoda Automatic Loom Works создается новое отделение, специализирующееся на производстве автомобилей. 

В 1934 компания изобретает первый бензиновый двигатель под названием  тип А. Этот двигатель станет основой для автомобилей вышедших годом позже.

Первый автомобиль Тойоты называется А1 и был выпущен в мае 1935 года.

В августе 1935 года на рынок выходит модель грузовика G1.

Производство пассажирского авто модели АА началось в 1936 году. Ранние модели напоминали уже существовавшие модели Dodge Power Wagon и Chevrolet.

Toyota Motor Co., Ltd. была основана в качестве самостоятельной компании в 1937 году. Несмотря на то, что фамилия основателей компании звучит как Тоёда, для упрощения произношения и в качестве символа отделения деловой деятельности от семейной жизни, компании было решено дать имя «Тоёта». В Японии название «Тоёта» (トヨタ) считается более удачным названием, чем «Тоёда» (豊田), так как 8 считается числом, приносящим удачу, а слово «Тоёта», написанное катаканой, как раз состоит из 8 черт.

Во время Второй мировой войны компания практически занималась только производством грузовиков для Японской императорской армии. Из-за скудной ресурсно-сырьевой базы и острого дефицита сырья для производства узлов и агрегатов военной техники в Японии того времени военные грузовики делались в самых упрощенных вариантах, например, с одной фарой. Некоторые исследователи считают, что война для Японии быстро закончилась из-за американских бомбардировок производственных мощностей заводов «Тойота» в городе Аити.

Серьезный удар по стабильности компании нанесла новая экономическая политика властей страны, которая в первые послевоенные годы была направлена на сдерживание инфляции. В результате в стране перестали расти цены, однако расходы таких компаний, как «Тойота», продолжали увеличиваться. Концерн терпел многомиллионные убытки,  которые в 1949 году поставили его на грань банкротства. Управляющий компанией Киитаро Тойёда  стал искать пути к сокращению издержек, проводя крупные сокращение персонала, что, в свою очередь ухудшило отношения «Тойоты» с профсоюзами.

Едва удержав компанию на грани пропасти, Киитиро Тоёда в 1950 году подал в отставку, а спустя ещё два года скончался. Ему так и не суждено было увидеть подлинный триумф «Тойоты», начало которого принято связывать с именем создателя новой производственной системы компании Тайити Оно.

Прошедший в «Тойоте» путь от простого рабочего до члена правления, Тайити Оно, стал одним из главных идеологов японской производственной философии кайдзэн, суть которой состоит в постоянном совершенствовании промышленного процесса. Целью этого беспрерывного совершенствования Тайити Оно считал постоянное уменьшение потерь, которые он подробно классифицировал.

Согласно теории Оно, сильнее всего уменьшают эффективность производства лишние действия — ненужные перемещения сотрудников, простаивание деталей на складах, малозначимые этапы обработки или неоправданно долгое ожидание перед началом нового производственного этапа.

Тайити Оно и его помощники постарались и построили производственную линию таким образом, чтобы её можно было обновлять и совершенствовать в любой момент практически без остановки конвейера. Весомый вклад в её доведение до ума внёс ещё один известный инженер Сигэо Синго, который предложил концепцию «быстрой переналадки». В соответствии с ней всё производственное оборудование «Тойоты» разрабатывалось таким образом, что его можно было починить или перенастроить всего за десять минут. Все эти философско-технологические новации позволили «Тойоте» не просто крепко встать на ноги, но и выйти в лидеры японского автопрома.

Первой по-настоящему успешной модельной линейкой «Тойоты» стал «Краун», который был представлен в 1955 году, а спустя ещё два года уже экспортировался в США. На волне растущей популярности этой модели продажи компании продолжали уверенно идти вверх и к 1961 году совершили резкий скачок — с 39 до 65 тысяч в год.

В 1960-е годы «Тойота» активно расширяла своё присутствие на зарубежных рынках и постепенно приобрела статус мирового автоконцерна. Первый завод за границей был  открыт в 1963 году в австралийском Мельбурне, а американский рынок «Тойота» завоевала в годы нефтяного кризиса 70-х благодаря тому, что её модели заметно опережали американские аналоги в экономичности.

Одной из ключевых составляющих успеха компании стала легендарная модель «Королла», впервые увидевшая свет в 1966 году, а в 2000 году внесенная в Книгу рекордов Гиннесса как самый продаваемый автомобиль в истории. В общей сложности за более чем 40 лет производства в мире было продано свыше 32 миллионов «Королл». По итогам 2007 года «Тойота» стала лидером мирового автопрома, впервые опередив по количеству проданных машин американского конкурента «Дженерал моторс».

Сегодня «Тойота» и группа связанных с ней компании — это настоящий конгломерат, который от традиционных японских кэнрэцу типа «Сумитомо» или «Мицубиси» отличает только отсутствие общего крупного банка. В сферу деятельности группы входят не только создание автомобилей, но и аэрокосмические исследования, производство изделий тяжёлой промышленности, а также высокотехнологичные разработки, в частности робототехника.

Недавно «Тойота» объявила о намерении побороться за звание первой компании, которая представит серийную модель беспилотного автомобиля, в лучших традициях принципа автоматизации Сакити Тоёды. Одновременно с этим корпорация активно вводит в производство экологически безопасные технологии и даже делает их модными у потребителей, о чём свидетельствует колоссальный успех модели «Приус» с гибридным двигателем.

За всеми этими достижениями стоит действующий президент «Тойоты» Акио Тоёда. За всю историю компании в ней сменилось 11 президентов, из которых шесть были выходцами из семьи Тоёды. Нынешний приходится правнуком основателю корпорации. Акио, занявший этот пост в 2009 году, имеет примечательное хобби — автогонки. На данный момент он, вероятно, является единственным в мире руководителем автоконцерна, участвующим в гонках, разумеется, на машинах производства «Тойоты».

Ежегодно Акио Тоёда принимает участие в нескольких соревнованиях по гонкам на выносливость, причём не без успеха. Так, в минувшем году его экипаж занял второе место в своём классе машин в престижнейшей профессиональной гонке «24 часа Нюрбургринга». С учётом того, что через год президенту стукнет уже 60, это достижение впечатляет многих любителей автоспорта. Ну и, конечно же, служит дополнительной рекламой и без того самому успешному на сегодняшний день автоконцерну в мире.